– Опять какие-то новомодные непонятные термины?!...
Не пугайтесь, все проще и знакомо, чем кажется ;) Вы точно сталкивались с феноменом презентеизма если:
Не пугайтесь, все проще и знакомо, чем кажется ;) Вы точно сталкивались с феноменом презентеизма если:
– Несмотря на все сделанные дела задерживались на работе, потому что было неудобно уйти домой раньше руководителя-трудоголика;
– Знаете сотрудника (или сами являетесь тем сотрудником), который имеет привычку покидать офис с ним и гораздо позже окончания рабочего дня;
– Ползли на работу несмотря на температуру, головную боль или заложенный нос, чтобы никто не смог сказать, что вы лентяй...
Если подытожить, презентеизм (на английском presenteeism) означает присутствие сотрудника на рабочем месте, когда его здоровье, настроение или мотивация не позволяют ему быть продуктивным.
Феномен презентеизма впервые начали изучать в США и пришли к выводу, что из-за высокого уровня конкуренции, завышенных требований на работе, работники начинают пренебрегать своим здоровьем и семьей ради выполнения поставленных задач.
Кроме влияния корпоративной культуры, психологи различают еще два мотива такого поведения:
Отстраненный презентеизм: сотрудник находится в офисе, но не работает. Его внимание является расфокусированным, а мысли сосредоточены совсем на другом. Это может быть связано с демотивацией или личными или рабочими проблемами.
Стратегический презентизм: сотрудник целенаправленно находится в офисе дольше положенного, чтобы его отметили повышением зарплаты или продвижением.
Последние исследования на эту тему показывают, что через презентеизм производительность работников падает на 60%, а потери, связанные с подобным снижением производительности, влетают работодателям в копеечку.
Например, в статье "Journal of the American Medical Association" в 2003 году было отмечено, что по результатам исследования депрессия работников обошлась американским работодателям в 35 млрд долларов, а такие болезни, как артрит, головные боли и боли в спине – в 47 млрд долларов за год.
Компания "Lockheed Martin" в 2002 году провела пилотное исследование влияния 28 заболеваний на производительность труда. Оказалось, что за год компания потеряла из этих причин около 34 млн долларов в год.
Недавнее исследование Global Corporate Challenge (GCC), включавшее около 2000 работников и было принято ВОЗ, показало, что через презентеизм сотрудники ежегодно теряют около 57,5 дней.
Анализ практики работы банка "Bank One" в 2000 году обнаружил, что потери от презентеизма составили 311,8 млн долларов.
В Японии культура презентеизма достигла в последнее время пика и получила ужасные формы – здесь даже появился специальный термин "кароси", что означает смерть из-за переутомления и стресса на рабочем месте. Например, в прошлом году в Японии было зафиксировано 1918 случаев "кароси".
По данным британского Института управления персоналом и кадрового развития CIPD, 83%респондентов, были опрошены накануне пандемии, наблюдали презентеизм в своей организации, а четверть из них заявила, что проблема усложнилась по сравнению с предыдущим годом.
Пандемия COVID-19 заставила нас переоценить и переосмыслить многие вещи в нашей жизни. И, казалось бы, самое время работникам и работодателям изменить подход к рабочим процессам и избавиться от вредной культуры презентеизма.
На практике оказывается, что презентеизм просто перешел в диджитал формат: теперь люди работают дольше, чем когда-либо, отвечая на электронные письма и сообщения в любое время дня и ночи, чтобы показать, насколько они «вовлечены».
В 2020 году исследователи из компании ADP, занимающейся разработкой кадрового программного обеспечения, обнаружили, что 54% британских рабочих чувствовали себя обязанными время от времени появляться в офисе во время пандемии, несмотря на разрешение работать удаленно.
К тому же, несмотря на все вызовы карантинов и локдаунов для бизнеса и компаний, в течение 2020 средняя продолжительность рабочего дня не уменьшилась – а увеличилась – более чем на полчаса именно из-за отсутствия четкого распределения рабочего и нерабочего времени на удаленной работе.
Также свежие опросы выявляют, что с отменой карантина и постепенным возвращением доли работников назад в офисы, те, кто остается работать удаленно, начинают испытывать осуждение со стороны коллег, а также снижение роста заработной платы.
Что же, статистика не очень обнадеживающая...
Четко определите свои обязанности и показатели эффективности. Устоявшееся мнение о том, что производительность связана с затраченными рабочими часами, безнадежно устарела. Ранее во многих организациях четко следили за временем прихода и ухода сотрудника, однако в современном мире в связи с переходом на удаленную работу этот показатель уже не актуален.
Четкое понимание своих обязанностей и определение критериев результативности позволит устранить чувство вины за то, что ваша работа может закончиться раньше шести вечера, потому что все задачи выполнены.
Презентеизм часто является следствием социального давления. Более непринужденное отношение к рабочему времени пойдет на пользу компании. Это создаст атмосферу доверия и уберет чувство вины из рабочих отношений.
Компании необходимо определить и обсудить с каждым сотрудником его оптимальный рабочий режим. Кому удаленная работа только увеличит производительность. А для экстравертов, которые заряжаются от коммуникации с другими людьми, такой формат противопоказан.
Работодатели ценят сотрудников, которые достигают сверхрезультаты. Однако если за этим стоит эмоциональное выгорание, проблемы со здоровьем, то пользы от такого работника будет мало. Сохранение work-life balance способствует большей удовлетворенности работой и жизнью в целом.
Например, оплачивать сотрудникам ежегодный медосмотр. Приглашать врачей для проведения лекций и тренеров для фит-брейков (как такие фит-брейки проходили до карантина в нашем офисе, можно посмотреть по ссылке).
Поощрять к занятиям бегом или прогулок пешком.
Здесь важно, чтобы такое поощрение было не из принуждения, а лишь подталкивало сотрудников к принятию благоприятных для их здоровья решений.
Так, компания BP организовала среди сотрудников и членов их семей соревнования «Миллион шагов». Каждый, кто набирал миллион шагов в год получал существенную скидку на медицинскую страховку. Количество шагов измеряли выданные сотрудникам гаджеты, поэтому каждый мог видеть свой успех и сравнить его с успехами коллег. Прогулки пешком благоприятно сказались на здоровье сотрудников, и позволили работодателю сократить расходы на медицинское страхование, а также снизить потери производительности.
Идеальным дополнением к списку выше станет и наша Welness програма для бизнеса
Ведь работа должна быть только в удовольствие! ;)
По материалам статьи "Why presenteeism wins out over productivity" и сети Интернет