Именно на этой неделе с 13 по 19 декабря в Украине впервые проходит Национальная неделя чтения с целым перечнем мероприятий и активностей для читателей, писателей, издателей, библиотекарей и книжных магазинов.
Поэтому наш выбор темы для сегодняшнего блога может показаться нелогичным, ведь речь пойдет о людях, для которых чтение – это не удовольствие, а тяжелый труд и часто повод для комплексов и трудностей в обучении и карьере.
Речь пойдет о людях с дислексией.
Дислексия — это достаточно новый диагноз, который только в 2015 году получил свое официальное определение.
Согласно ему, это устойчивая, выборочная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и, например, речевого развития, отсутствие нарушений слуха и зрения и наличие оптимальных условий для обучения.
Люди с дислексией часто испытывают проблемы не только с чтением, но и с орфографией (дисграфия), математикой (дискалькулия), а иногда и музыкой.
Исследования, проводившиеся на Западе, показали интересную закономерность — среди людей с этим нарушением много гениев (как следствие компенсаторного развития правого полушария) и талантливых преступников, которые не смогли адаптироваться в социуме и направили свои способности против него.
Чтобы увеличить количество первых и уменьшить количество вторых, необходимо, чтобы больше людей знали о дислексии.
Всего в мире, по мнению ученых, насчитывается около 700 миллионов человек с дислексией.
А 10-20% населения планеты испытывают трудности с распознаванием визуальных символов.
Часто дислексия наблюдается у нескольких членов семьи и передается по наследству от родителей детям. Уже найдены гены, отвечающие за это расстройство.
Это фактически означает, что лекарства от дислексии нет, и эта особенность будет сопровождать человека всю жизнь.
Однако дети с дислексией преимущественно имеют сохраненный интеллект, то есть могут усваивать программу и среднего образования, и высшего. Хотя и нуждаются в основном в других подходах, то есть детей с такими нарушениями относят к учащимся с особыми образовательными потребностями.
Обычные люди знают, как связать буквы с конкретным звуком. Все, что им нужно сделать – это смотреть на буквы, и все получается автоматически. Это как дыхание, вы не объясняете своим легким, как вдохнуть воздух. А при дислексии этот процесс остается ручным. Каждый раз, когда дислексик видит какое-нибудь слово, это происходит, словно он никогда не видел его раньше. Люди с дислексией вынуждены читать медленно и повторяясь.
Как распознать дислексию?
Кристиан Боэр, автор шрифта для людей с дислексией Dyslexia Font, выделил главные признаки, которые могут помочь выявить это нарушение у ребенка. Итак, маленький дислексик:
- Выглядит способным, умным, умеет излагать свои мысли, но читает и пишет хуже одноклассников.
- Его могут характеризовать как ленивого, тупого, немотивированного, инфантильного, небрежного или "проблемного".
- При этом не столь "отстающего" или "неспособного", чтобы ему уделяли особое внимание в школе.
- Имеет высокий уровень интеллекта, но низкие оценки при письменном тестировании и отличаются от устного.
- Чувствует себя глупым; имеет низкую самооценку; придумывает разные способы как скрыть свой "порок"; легко расстраивается и эмоционально реагирует на плохие результаты письменных тестов и чтения.
- Выявляет способности к искусству, театральной игре, музыке, спорту, технике, сочинению историй, коммерции, бизнесу, строительному или инженерному проектированию.
- Кажется, что он часто "отключается" или "мечтает наяву"; может теряться или терять счет времени.
- Испытывает трудности с концентрацией внимания; кажется "гиперактивным" или "мечтателем".
- Учитесь лучше с помощью практического опыта, демонстраций, экспериментов, наблюдений, визуальных и наглядных пособий.
Вера Собар, как мать сына с дислексией и учительница биологии, вынуждена была стать одним из первых специалистов по работе с расстройствами речевого спектра в Украине. Она рассказывает:
“Есть две теории возникновения дислексии. Первая говорит, что мозг человека с дислексией плохо обрабатывает фонемы, то есть звуки, из которых состоят слова. И, соответственно, эти люди потом не могут связать звуки с символами, которыми они отражаются на письме (буквами), если это алфавитная система. В результате в них нарушается и чтение, и письмо.
Такие люди плохо дифференцируют буквы во время чтения, это называется раскодировкой. Когда же нужно писать, то пускается в действие обратный процесс закодирования фонем у графемы, но дислектики плохо идентифицируют звуки, а потому не могут грамотно их воспроизвести на письме.
И это не о слухе, слуховые характеристики могут быть в норме – дислексики плохо различают именно звуки. Например, они не могут сказать, какой первый или последний звук в слове, которое получится, если их переставить местами и т.д. То есть они не умеют манипулировать звуками. Вторая теория говорит, что у людей с дислексией есть нарушение зрительного восприятия. Опять же, физиологически проблем со зрением может и не быть. Глаза – парный орган, и при чтении мы направляем их в одну точку: на букву, слог, строку. Действия обоих глаз в этот момент скоординированы. А вот дети с дефицитом зрительного восприятия могут видеть вроде бы удвоенный или расплывчатый текст. Представьте, что вы сидите в 3D кинотеатре без специальных очков. Приблизительно так эти люди воспринимают печатные строки”.
Дар, а не бездарность
Сильной стороной дислексиков есть то, что они видят то, чего не видят другие люди. Они обращают внимание на вещи, которые другие просто не замечают. Благодаря развитому правому полушарию головного мозга они чувствуют лучше, ориентируются лучше, слышат нюансы произношения, обращают внимание на игру света, наполненность пространства.
У дислексиков ярко выраженный эстетический вкус. Им важно, чтобы было красиво, эстетично, удобно, максимально комфортно. Они стремятся к гармоничности во всем. Кое-как им не подходит. Они тянутся к прекрасному.
Дислексики мыслят образами. Они видят образы букв, слов. Это помогает им компенсировать собственный недостаток с тяжестью чтения и письма. Поэтому дети, становясь старше, при правильном формате представления информации (образном обучении), могут овладеть знаниями на уровне обычного человека.
В 2010 году ученые из Мидлсекского университета (Великобритания) провели эксперимент, чтобы подтвердить или опровергнуть связь дислексии и редких талантов. Тест сводился к анализу визуального восприятия и восприятия трехмерного пространства. В итоге выяснилось, что дислексики успешнее запоминают мельчайшие детали изображений и лучше воспроизводят разноцветные рисунки по памяти.
Главный посыл к родителям, которые выявили признаки дислексии у своих детей: ни в коем случае не опускать руки, сразу же искать специалистов и единомышленников и начинать работать с ребенком по специальным методикам.
Дислексия – не приговор и подвергается коррекции. А в качестве доказательства того, что люди с дислексией не только живут полной жизнью, но и покоряют этот мир – приводим истории известных актеров, писателей и ученых, которым дислексия не помешала добраться до профессиональных вершин.