Анастасия Ведышева

Дислексия – дар или бездарность?

17.12.2021 246

Именно на этой неделе с 13 по 19 декабря в Украине впервые проходит Национальная неделя чтения с целым перечнем мероприятий и активностей для читателей, писателей, издателей, библиотекарей и книжных магазинов.

Поэтому наш выбор темы для сегодняшнего блога может показаться нелогичным, ведь речь пойдет о людях, для которых чтение – это не удовольствие, а тяжелый труд и часто повод для комплексов и трудностей в обучении и карьере.

Речь пойдет о людях с дислексией.

Дислексия — это достаточно новый диагноз, который только в 2015 году получил свое официальное определение.

Согласно ему, это устойчивая, выборочная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и, например, речевого развития, отсутствие нарушений слуха и зрения и наличие оптимальных условий для обучения.

Люди с дислексией часто испытывают проблемы не только с чтением, но и с орфографией (дисграфия), математикой (дискалькулия), а иногда и музыкой.

Исследования, проводившиеся на Западе, показали интересную закономерность — среди людей с этим нарушением много гениев (как следствие компенсаторного развития правого полушария) италантливых преступников, которые не смогли адаптироваться в социуме и направили свои способности против него.

Чтобы увеличить количество первых и уменьшить количество вторых, необходимо, чтобы больше людей знали о дислексии.

Дислексия

Всего в мире, по мнению ученых, насчитывается около 700 миллионов человек с дислексией.

А 10-20% населения планеты испытывают трудности с распознаванием визуальных символов.

Часто дислексия наблюдается у нескольких членов семьи и передается по наследству от родителей детям. Уже найдены гены, отвечающие за это расстройство.

Это фактически означает, что лекарства от дислексии нет, и эта особенность будет сопровождать человека всю жизнь.

Однако дети с дислексией преимущественно имеют сохраненный интеллект, то есть могут усваивать программу и среднего образования, и высшего. Хотя и нуждаются в основном в других подходах, то есть детей с такими нарушениями относят к учащимся с особыми образовательными потребностями.

Обычные люди знают, как связать буквы с конкретным звуком. Все, что им нужно сделать – это смотреть на буквы, и все получается автоматически. Это как дыхание, вы не объясняете своим легким, как вдохнуть воздух. А при дислексии этот процесс остается ручным. Каждый раз, когда дислексик видит какое-нибудь слово, это происходит, словно он никогда не видел его раньше. Люди с дислексией вынуждены читать медленно и повторяясь.

 

Как распознать дислексию?

Кристиан Боэр, автор шрифта для людей с дислексией Dyslexia Font, выделил главные признаки, которые могут помочь выявить это нарушение у ребенка. Итак, маленький дислексик:

  1. Выглядит способным, умным, умеет излагать свои мысли, но читает и пишет хуже одноклассников.
  2. Его могут характеризовать как ленивого, тупого, немотивированного, инфантильного, небрежного или «проблемного».
  3. При этом не столь «отстающего» или «неспособного», чтобы ему уделяли особое внимание в школе.
  4. Имеет высокий уровень интеллекта, но низкие оценки при письменном тестировании и отличаются от устного.
  5. Чувствует себя глупым; имеет низкую самооценку; придумывает разные способы как скрыть свой «порок»; легко расстраивается и эмоционально реагирует на плохие результаты письменных тестов и чтения.
  6. Выявляет способности к искусству, театральной игре, музыке, спорту, технике, сочинению историй, коммерции, бизнесу, строительному или инженерному проектированию.
  7. Кажется, что он часто «отключается» или «мечтает наяву»; может теряться или терять счет времени.
  8. Испытывает трудности с концентрацией внимания; кажется «гиперактивным» или «мечтателем».
  9. Учитесь лучше с помощью практического опыта, демонстраций, экспериментов, наблюдений, визуальных и наглядных пособий.

 

Дислексия

 

Вера Собар, как мать сына с дислексией и учительница биологии, вынуждена была стать одним из первых специалистов по работе с расстройствами речевого спектра в Украине. Она рассказывает:

Есть две теории возникновения дислексии. Первая говорит, что мозг человека с дислексией плохо обрабатывает фонемы, то есть звуки, из которых состоят слова. И, соответственно, эти люди потом не могут связать звуки с символами, которыми они отражаются на письме (буквами), если это алфавитная система. В результате в них нарушается и чтение, и письмо.

Такие люди плохо дифференцируют буквы во время чтения, это называется раскодировкой. Когда же нужно писать, то пускается в действие обратный процесс закодирования фонем у графемы, но дислектики плохо идентифицируют звуки, а потому не могут грамотно их воспроизвести на письме.

И это не о слухе, слуховые характеристики могут быть в норме – дислексики плохо различают именно звуки. Например, они не могут сказать, какой первый или последний звук в слове, которое получится, если их переставить местами и т.д. То есть они не умеют манипулировать звуками. Вторая теория говорит, что у людей с дислексией есть нарушение зрительного восприятия. Опять же, физиологически проблем со зрением может и не быть. Глаза – парный орган, и при чтении мы направляем их в одну точку: на букву, слог, строку. Действия обоих глаз в этот момент скоординированы. А вот дети с дефицитом зрительного восприятия могут видеть вроде бы удвоенный или расплывчатый текст. Представьте, что вы сидите в 3D кинотеатре без специальных очков. Приблизительно так эти люди воспринимают печатные строки”.

 

Дислексия

Дар, а не бездарность

Сильной стороной дислексиков есть то, что они видят то, чего не видят другие люди. Они обращают внимание на вещи, которые другие просто не замечают. Благодаря развитому правому полушарию головного мозга они чувствуют лучше, ориентируются лучше, слышат нюансы произношения, обращают внимание на игру света, наполненность пространства.

У дислексиков ярко выраженный эстетический вкус. Им важно, чтобы было красиво, эстетично, удобно, максимально комфортно. Они стремятся к гармоничности во всем. Кое-как им не подходит. Они тянутся к прекрасному.

Дислексики мыслят образами. Они видят образы букв, слов. Это помогает им компенсировать собственный недостаток с тяжестью чтения и письма. Поэтому дети, становясь старше, при правильном формате представления информации (образном обучении), могут овладеть знаниями на уровне обычного человека.

В 2010 году ученые из Мидлсекского университета (Великобритания) провели эксперимент, чтобы подтвердить или опровергнуть связь дислексии и редких талантов. Тест сводился к анализу визуального восприятия и восприятия трехмерного пространства. В итоге выяснилось, что дислексики успешнее запоминают мельчайшие детали изображений и лучше воспроизводят разноцветные рисунки по памяти.

Главный посыл к родителям, которые выявили признаки дислексии у своих детей: ни в коем случае не опускать руки, сразу же искать специалистов и единомышленников и начинать работать с ребенком по специальным методикам.

Дислексия – не приговор и подвергается коррекции. А в качестве доказательства того, что люди с дислексией не только живут полной жизнью, но и покоряют этот мир – приводим истории известных актеров, писателей и ученых, которым дислексия не помешала добраться до профессиональных вершин.

 

Агата Кристи Дислексия

Агата Кристи

Английская писательница, одна из самых известных в мире, творивших в жанре детектива.

С самого детства маленькой Агате было трудно сконцентрироваться на занятиях, а обучение письму стало для нее настоящим наказанием – ей никак не удавалось писать правильно. Насмешки ее одноклассников были так оскорбительны, что родителям даже пришлось убрать Агату из школы. Однако это не помешало творческой личности стать знаменитой. А ее книги впоследствии имели такой успех, как никакие другие – было продано более 4 миллиардов экземпляров по всему миру. Еще большие тиражи были только у произведений Шекспира и Библии.

 

Том Круз Дислексия

Том Круз

История Тома Круза – пример того, что дислексия часто имеет генетическую предрасположенность. В семье актера, кроме его самого, особенности восприятия новой информации есть у матерей и сестер.

Кумир миллионов в школе столкнулся с типичными проблемами людей, страдающих дислексией. Он так же не мог научиться читать – из букв никак не получалось сочинять слова. Учителя сторонились Тома, сверстники смеялись над ним – все считали его глупым. Семья Тома часто переезжала, из-за чего обучение в школе превращалось для него в бесконечный ад.

Актерская профессия помогла преодолеть недуг и понять, что правильное письмо и чтение – не принципиально важные вещи в его жизни. Хотя актер признавался, что с начала карьеры, чтобы изучить свою роль, просил близких читать сценарий вслух.

 

Кира Найтли Дислексия

Кира Найтли

Вот уж кто настоящий борец, причем не только по характеру, но и «по званию», так это актриса Кира Найтли. Звезда является лицом Британской ассоциации по борьбе с дислексией.

Свое активное сопротивление болезни девушка начала еще в детстве. Тогда родители поставили ей ультиматум: хочешь быть актрисой – учись хорошо. И девочка засела за учебники. Школа кончилась, но борьба с дислексией продолжается. «Я сейчас читаю фактически все подряд, чтобы доказать всем, и прежде всего самой себе, что я не дура», – признается Кира.

 

Керол Грайдер Дислексия

 Кэрол Грайдер

В 2009 году Кэрол стала лауреатом Нобелевской премии по медицине и физиологии за открытие теломеразы. Это медицинское исследование внесло серьезный вклад в развитие биохимической терапии рака.

Кэрол считает, что в детстве у нее была дислексия. Тогда она считала себя бездарной. В школе ее преследовали проблемы – девушку даже переводили в классы для отстающих. Она не могла справиться с освоением школьной программы наравне со сверстниками. Кэрол было очень сложно и досадно в те времена.

Но она нашла выход: поскольку даже чтение по слогам давалось с огромным трудом, Грайдер компенсировала пробел в своих навыках умением подробно запоминать информацию. Этот опыт в дальнейшем помог ему достичь грандиозных успехов в изучении химии и анатомии.

Вупи Голдберг Дислексия

Вупи Голдберг

Известная американская актриса, продюсер и сценарист не смогла получить общее образование из-за дислексии, поскольку она было диагностирована только в 17 лет.

В начальной школе Голдберг считалась отстающей. Учителя утверждали, что Вупи ленится и не хочет учиться. Но мать будущей актрисы вскоре поняла, что причина не в этом, поскольку у Голдберг была прекрасная память, которая спасала ее в школе, как и многих знаменитых людей с дислексией, когда обучение становилось сложным механически отработанным процессом. В конце концов актриса ушла из школы.

Сильное эго и стойкое противостояние отчаяния позволили Вупи Голдберг достичь карьерного успеха – стать одной из самых оплачиваемых актрис мира. Сценарии она запоминает на слух, а тексты своих книг диктует, а затем корректирует с редактором.

 

Волт Дисней Дислексия

Уолт Дисней

В 16 лет будущего всемирно-известного мультипликатора выгнали из средней школы за неуспеваемость.

Но Уолт упорно мечтал о карьере журналиста. Он устроился в редакцию газеты, где часами просиживал над теми статьями, которые другие репортеры делали за 15 минут. Врожденная неграмотность сделала свое дело: Уолта уволили через несколько месяцев и на этом его карьера журналиста завершилась.

Но спустя всего несколько лет он стал миллионером и главным мировым мультимагнатом.

Сейчас о дислексии Уолта Диснея вспоминают только те, кто собственными глазами видел, с каким усердием и осторожностью Уолт каждый раз выводил свой автограф — тот самый фирменный автограф, знакомый всем с детства по заставке перед каждым Диснеевским мультфильмом, который по иронии судьбы стал самым дорогим автографом в мире.

 

Полезные ссылки для лучшего понимания феномена дислексии:

Facebook страница сообщества «Дислексия в Украине»
«Дислексия — это болезнь или нет?»
«Я обрадовалась, когда узнала, что у меня дислексия»
Дислексию нельзя побороть, а только откорректировать

 

по материалам сети Интернет

Понравилась статья?
Поделись с друзьями!

Была статья полезной?

Оставь свой отзыв!

Заголовок

Как вести домашнюю бухгалтерию: консервативные и современные способы

Наталия Стихальская

Наталия Стихальская

2
В наших блогах о финансовой грамотности мы уже рассказывали, что основой ведения бюджета является четкое понимание расходов и доходов семьи или личных. Ведение ...
6 мин на чтение 2
  • #Лайф-хак от ТАС
6 мин на чтение
26.01.2022 читать
Как InsurTech меняет рынок страхования

Наталия Стихальская

Наталия Стихальская

4
До недавних пор страховая отрасль считалась одной из наиболее консервативных. Мы не могли себе представить, что можно заключить договор без кучи бумаг и докумен...
5 мин на чтение 4
  • #ШколаТАС
5 мин на чтение
24.01.2022 читать
Клонит в сон после еды? Пора узнать — почему

Анастасия Ведышева

Анастасия Ведышева

19
Согласитесь, довольно неудобно, когда после завтрака планируешь активно поработать, но чувствуешь себя как этот котёнок… Сегодня разберемся, почему еда, ...
8 мин на чтение 19
  • #ТАС_про_ЗДОРОВЬЕ
8 мин на чтение
21.01.2022 читать
Как заработать на налогах: налоговые льготы и скидки

Дарина Дубинка

Дарина Дубинка

19
А вы знали, что каждый год государство возвращает гражданам миллионы гривен налоговых вычетов? Каждый украинец может законно уменьшить сумму налоговых вычетов и...
4 мин на чтение 19
  • #Лайф-хак от ТАС
  • #ШколаТАС
4 мин на чтение
20.01.2022 читать
Личный кабинет Клиента Перейти
Личный кабинет Консультанта Перейти
TAD: рабочее пространство Консультанта Перейти