Как руководителю узнать свои сильные и слабые стороны? Как их диагностировать и, главное, что потом делать?
Зачем диагностировать себя и часто ли это делать?
Адекватно себя оценивать должен каждый человек, но лидеру компании или организации следует отнестись к этому еще более взвешенно.
Руководитель отвечает не только за самого себя, но и за всю команду. А еще цель, к которой ведет компанию, и за результат.
У лидеров должен быть высокий уровень осознанности. А она предполагает, в частности, понимание своих сильных и слабых сторон. Отслеживать их нужно регулярно. Результаты стандартных тестов личности действительны год-полтора. За этот период человек меняется.
Минимум раз в год нужно подумать, как ты чувствуешь себя, где находишься, куда идешь. Вообще, насколько то, каким ты есть сейчас, отвечает задачам, стоящим перед тобой.
Диагностировать свои свойства можно без помощи других. Но если хотите быстрых и корректных результатов, лучше обратиться к экспертам – коучам, менторам, консультантам по личной и профессиональной эффективности. В отдельных случаях – к психологам. Пройдя путь диагностики и расшифровки результатов со специалистом, в дальнейшем вы сможете делать это самостоятельно.
В некоторых международных компаниях в контракте руководителя прописано, что он должен посещать психолога. В Украине эта культура только зарождается. Тем временем пандемия проявила важность ментального здоровья. Некоторые украинские компании уже начинают брать психологов в штат. Впрочем, эксперты советуют отдавать эту услугу на аутсорс как страховку: штатному психологу платит компания, что увеличивает риски, что информация о клиентах потеряет конфиденциальность.
Как определить свою силу и слабость?
Шаг 1: наблюдение.
Задумайтесь и запишите, что вы любите делать на работе, а что нет. Что у вас получается легко, а где нужно прилагать много усилий. Затем 7–10 дней фиксируйте в списке новые пункты. Например: часто заставляете других ждать себя или нервничаете, прежде чем попросить партнера об услуге. Да, через 10 дней у вас будет первый список.
Шаг 2: опрос.
Поинтересуйтесь у подчиненных, семьи, друзей, какие черты им сложно воспринимать. Подчиненным лучше раздать анонимные анкеты. Эта информация сформирует второй перечень.
Шаг 3: Тестирование.
Следует пройти:
- тест Адизеса, который покажет ваш лидерский потенциал и стиль управления;
- классика – тест Хогана: он определяет сферы развития личностных навыков, особенности лидерского стиля и какой коучинг нужен человеку – профессиональный или личный;
- тестирование по методике DISC поможет разобраться, какой у вас тип личности.
Многие из этих тестов находятся в свободном доступе. Но за расшифровкой результата лучше обратиться к консультанту, владеющему конкретной методикой. Обычно их контакты есть на сайтах с тестами. Результаты тестов дадут третий список.
Шаг 4: определение цели.
Объедините три списка в один. Так вы будете знать, в какой точке находитесь. Затем определитесь, где именно хотите быть. Напишите, какие черты характера и умения следует развивать, чтобы добраться туда. Сравните со своим списком и сосредоточьтесь на том, чего вам не хватает для достижения цели.
Что делать с недостатками?
При желании можно улучшить любые навыки, в интернете можно найти кучу методик для этой задачи. С умениями все сложнее. Вопрос: делать самому или делегировать – нескончаемое. У каждого специалиста на этот счет собственное мнение.
С одной стороны, не следует заставлять себя делать то, к чему вы не имеете таланта. А с другой – руководитель должен знать, как проверить работу подчиненного и что значит хороший результат. К примеру, вы не любите работать с цифрами, поэтому делегировали аналитику специалисту и вовсе не проверяете отчеты. Поэтому риск, что специалист предоставляет вам ложную информацию. Поэтому вы должны знать, как читать отчеты и делать их.
Инвестируйте время и средства в диагностику и саморазвитие и тогда добьетесь максимума в бизнесе и жизни!
Это проверили на себе бизнесмены из списка Forbes.