Казалось бы, что может быть более естественным для малышей, чем строить воздушные замки, представлять себя героями сказок или мечтать о суперспособности?
Но, как оказывается, современные украинские дети не знают, что такое мечтать по-настоящему, не умеют разделять мечту и желание, а большая часть их желаний имеет практический характер.
Именно таковы выводы масштабного на эту тему исследования, проведенного благотворительным проектом "Исполни мечту" .
В опросе приняли участие 300 маленьких украинцев с шести разных городов страны.
Только 10% из них смогли рассказать о своей настоящей мечту. Более 90% опрошенных в качестве мечты назвали материальные вещи: компьютер, планшет, новый телефон или игрушки и развлечения...
Такая практичность детских желаний обусловлена в первую очередь родительским влиянием.
Чаще всего, пытаясь уберечь ребенка от жизненных разочарований, именно родители подрезают крылья юным мечтателям. «Это нереально, мечты о чем-то более реальном», - нередко говорят взрослые, тем самым поощряя детский материализм. Ведь новая игрушка гораздо более реальная, чем полет на Марс или встреча с феей!

Между тем именно «нереальные» мечты правят мировым прогрессом. Трансконтинентальные перелеты, Интернет, видеосвязь, 3D-принтер - эти ранее чьи несбыточные фантазии стали уже привычной реальностью.
Что же такое мечта?
Мечта - это нечто глобальное, чем желание.
Мечта - это определенное стремление к чему-то в будущем. Это как указатель, к которому направляются мысли и желания ребенка.
Какая польза в детских мечтах?
- Во-первых, мечты развивают воображение.
- Во-вторых, когда ребенок мечтает, он уже находится в поиске своего предназначения, хочет понять, зачем он живет, что будет делать когда повзрослеет, кем себя видит в будущем. Мечта дает возможность самоопределения.
- В-третьих, у ребенка появляется определенное стремление двигаться вперед. Когда у человека есть мечта, у него появляется цель в жизни. Человек начинает задавать определенные цели и задачи для достижения мечты. Жизнь становится более осмысленным. Активность, стремление двигаться вперед - это очень полезно для человека. Хорошо, если эти качества сформируются, и неважно, станет ребенок космонавтом или нет - эти качества с ним останутся. Он станет кем-то другим, но не потеряет способность мечтать, ставить цели и двигаться к ним.
- В-четвертых, человек, который не боится мечтать, не боится выйти за рамки стереотипов, делать что-то по-другому, искать другие пути. Мечта учит ребенка нестандартно мыслить и искать новые пути к своей цели.
- И, наконец, детям важно уметь мечтать именно без границ, несмотря на рациональные законы, чужое мнение, финансовое положение родителей... Такие мечты вдохновляют, стимулируют познавать новое и развиваться, учат целеустремленности и последовательности.
Ученые доказали, что в момент работы воображения активируются лобные доли головного мозга, которые отвечают за способность анализировать и находить оптимальные решения в стрессовых ситуациях. Фантазер мыслит активнее, он более открытый и коммуникабельный, чем прагматик.
Поэтому мечтать так полезно!

Как «читать» детские мечты?
В разном возрасте дети мечтают о разном - летать, как Питер Пэн, встретить прекрасного принца, получить радиоуправляемый вертолет или набор кукол. Но бывает, что даже в раннем детстве ребенок мечтает только о том, что вполне достижимо: в четыре года хочет детский автомобиль, в пять - велосипед, в семь - игровую приставку.
Детские психологи считают, что подобный прагматизм может быть признаком того, что у ребенка мало развито воображение. Такие дети вполне полагаются на логику. Им можно помочь, развивая эмоции, ощущения, интуицию.
Или у них просто нет привычки мечтать о несбыточном: например, потому, что родители не любят мечтать или им достаточно фантазий в книгах, фильмах и играх.
Мечта говорит не только об опыте и склонности ребенка, но и (главным образом) о том, что его беспокоит и чего ему не хватает.
Если ребенок мечтает пожить в Древнем Египте или встретиться с динозаврами, возможно, в настоящем ему чего-то не хватает, и он «убегает» в прошлое, в котором находит что-то хорошее. Ему надо помочь разглядеть хорошее и в реальности, чтобы это придало ему сил двигаться вперед.
Один малыш может быть не уверенным в себе - и потому в своих мечтах хочет стать сильным, другому одиноко после рождения брата или сестры - и он мечтает о друге или собеседнике...
Когда в мечтах появляется волшебник или добрая фея, это может означать, что ребенок ищет защиты и опоры.
Спросите ребенка, который хочет встретить волшебника, почему ему этого хочется. И, возможно, вы получите ответ: «Потому что волшебник всемогущий». Значит, ребенок, скорее всего, чувствует себя беспомощным, ему не хватает уверенности в себе. Играя с ним, взрослый способен помочь прожить эту встречу с волшебником, осуществить свою мечту. И у ребенка добавится уверенности в том, что он может что-то изменить в своей жизни.
Какой бы ни была детская мечта - привычной или неординарной - это область свободы, которую мы не можем ни контролировать, ни направлять. Зато благодаря им мы можем лучше узнать своих детей, сблизиться с ними, укрепить взаимное доверие. Дети ждут нашей поддержки, и нам следует бережно относиться к ним , даже самые невероятных их идеи!

Как научить ребенка мечтать?
Позвольте сначала мечтать себе самому
Бурные 90-е приучили многих украинцев к тому, что нужно не мечтать, а очень конкретно планировать. Тому же часто, и иногда неосознанно, учат своих детей или внуков. Поэтому первая задача родителей - это позволить мечтать себе.
Вспомните для начала - когда вы мечтали в последний раз?
Клянемся, это вопрос заставил вас задуматься! ;) Мы настолько сконцентрированы на ежедневных заботах и зарабатывании денег, нам не к мечтам. А вот и зря! Мечты задают вектор личного развития в любом возрасте.
Есть мечты - нет вектора - нет развития - нет результата.
О чем вы мечтали в детстве? Какие мечты вам удалось воплотить в жизнь, а какие нет? Похвалите себя за те мечты, которые удалось реализовать и честно ответьте себе, почему-то не сбылось? Вы сдались, или же изменились ценности и приоритеты? Значит пришло время скорректировать детскую мечту и приступить к ее реализации!
Начните мечтать прямо сейчас. Фантазируйте, каким станет ваша жизнь, когда мечта осуществится. Что вы чувствуете, когда ваше желание исполнилось? Если вы найдете лишь несколько минут в день на мысли о своей мечте, то очень скоро заметите, как жизнь начала меняться к лучшему!
Не критикуйте
Критиковать - это тоже один из уроков жизни в режиме выживания. Критицизм позволяет легче переносить кризис. Не имея больших надежд - ты не разочаруешься. Ты постоянно собран, напряжен, следишь, чтобы нигде не ошибиться, ругаешь за ошибки себя и окружающих.
Не замечая, можно критически оценивать и творческие усилия ребенка: «Ну что ты такое написал! Мазня какая-то!». Учитесь поддерживать творческие порывы детей без критики. Это трудно.
Еще хуже скрытая критика: «О, ты что-то нарисовал. А что это? Собачка? Ха, а больше похоже на крокодила...». Вот такая ирония несет в себе сразу два послания: вроде бы и одобрения, но в то же время скрытый смысл - то, что ты сделал, некрасиво, смешно, плохо.
Со скрытой критикой человек с детства быстро учится обесценивать свое творчество.

Учите достигать целей
Многие дети, начиная идти к своей большой мечте, быстро разочаровываются, сталкиваясь с первыми трудностями.
Это нормально, особенно для маленького или больного ребенка, которого долго воспитывали в атмосфере гиперопеки. Помогайте ему развивать волевое усилие. Составьте вместе план пошагового воплощения мечты, разбитый на маленькие этапы и маленькие успехи.
Параллельно дайте ребенку возможность почувствовать свою компетентность в простых бытовых задачах - убрать в своей комнате, помыть посуду - и похвалите за сделанное. Фиксируйтесь на промежуточных успехах: «Ты проиграл игру? Но, смотри, ты сделал много успешных ходов» , «Воздушный змей не взлетел, но, посмотри, как ты научился аккуратно склеивать детали»
Не сравнивайте успехи ребенка с успехами других
Сравнивайте только с его собственными предыдущими успехами.
Этот пункт особенно важен для детей с хроническими заболеваниями. Сравнивая их успехи с успехами здоровых брата или сестры, героями телевизионных шоу, ребенку легко привить неуверенность в себе, чувство неполноценности и постоянный страх не соответствовать вашим высоким от него ожиданиям. Помогайте ребенку увидеть малейший прогресс на пути к ее мечте.
Избегайте пресыщенности
А теперь - более чем актуальный совет ;)
Не стоит дарить большие подарки на каждый праздник и, тем более, забрасывать подарочными коробками все свободное пространство под новогодней елкой.
Иначе вскоре рискуете получить реакцию как у сводного брата Гарри Поттера, который на свой день рождения получил всего 36 подарков - "Это же на два меньше, чем в прошлом году!"

Важно, чтобы у ребенка была мечта, не исполненная автоматически, а только при условии, если ребенок приложит определенные усилия, чтобы воплотить ее в жизнь. Например, подросток мечтает о новом гаджете, а ученик младших классов спит и видит гигантский набор лего. Попробуйте вместе с ними задуматься: что же можно и нужно сделать, чтобы мечта сбылась?
Так и появляются цели. Предложите ребенку самому придумать план ее достижения, в случае необходимости помогите.
Популярная такая система: за важные дела, которые освободят время и сэкономят силы родителям, - определяется награда в виде баллов. А покупка мечты стоит, например, 500 баллов. Так ребенок лучше поймет цену подарков и своих усилий.
Однако не заигрывайтесь! Перспектива назначить невысокую цену за важные повседневные дела выглядит соблазнительно, но до добра не доведет. Обучение, регулярное посещение секций - это не то, за что ребенок должен получать вознаграждение. А вот дополнительные, совсем не обязательные (на первый взгляд) задачи - другое дело.
Помогите ребенку визуализировать мечту
Ребенку важно не просто мечтать и верить в чудо, но и понимать, что значит эта мечта, в чем ее истинный смысл. Для этого хорошо проводить визуализацию. Любую мечту, даже неординарную, можно изобразить: описать словами, нарисовать, станцевать, спеть, сыграть...
Эта техника стимулирует проявление у ребенка творческих способностей и помогает понять, какие эмоции несет мечта.
Одна из действенных визуализаций - это рисунок мечты. Помогите ребенку нарисовать мечту или создайте огромную карту желаний, которую можно повесить на стену. Пусть малыш ежедневно смотрит на нее и представляет собственные эмоции в момент выполнения желаний. Проверено - это чувство завладеет мыслями ребенка и вcе его действия будут направлены на реализацию той самой мечты.

Так уж устроен наш мир, если очень верить в мечту и действовать, она, скорее всего, сбудется.
Ведь наше подсознание может все и родителям очень важно донести до ребенка это мнение.
Осуществление желаемого формирует веру в себя, и маленький человек понимает, что именно она помогла мечте осуществиться, что она способна достичь своей цели, прийти к успеху. Итак, вера в чудо не будет потеряна.
Кстати, новогодние праздники - отличное время для загадывания желаний. Перед этим можно подвести итоги, записать (визуализировать) новые цели. Можно еще и расписать план действий по их достижению...
Для того, чтобы научить ребенка не только мечтать, но и добиваться поставленных целей, придется быть последовательным и терпеливым. Постарайтесь найти ключ к сердцу и мыслям ребенка. Это важно для того, чтобы он вырос уверенным в своих силах, успешным и счастливым!
При написании блога были использованы материалы статьи "How to Teach your Kids to DREAM BIG!"
P.S. Также не забывайте подписываться на нашу группу в Telegram – t.me/TASlife, на нашу страницу в Instagram, и на нашу страницу в Facebook – facebook.com/taslifeofficial













