"Ваша карта заблокирована. Позвоните по номеру..." - наверняка уже всем хотя бы раз поступало смс сообщение с таким содержанием. Это популярный способ выманить данные карты. А в последние годы финансовые мошенники особенно активизировались. Аферисты постоянно придумают новые способы получения конфиденциальных данных для доступа к счетам. Их методы быстро изменяются, однако есть типичные признаки, по которым можно распознать финансовых мошенников. О них и рассказываем сегодня.
Немного статистики:
По данным Нацбанка только за 2020 год в Украине произошло почти 72 тысячи случаев незаконных действий с платежными карточками, 58% из них – в интернете. Так, в первом полугодии прошлого года банки сообщили о фиксации 47,5 тыс. случаев мошенничества с карточками на общую сумму 86,4 млн. грн., тогда как за первое полугодие 2019 было зафиксировано 34,7 тыс. случаев на 72,6 млн. грн.
Как видим, объемы мошенничества растут и это не удивительно. Ведь с каждым годом растут объемы безналичных платежей, расчетов картами и онлайн-покупок.
Как распознать финансовых мошенников?
🔰 Мошенники выходят на связь первыми.
Первый признак финансового мошенничества – аферисты являются инициаторами контакта. Это может быть телефонный звонок, смс-сообщение на телефон или в мессенджерах, письмо на электронный адрес. Есть случаи, когда мошенники приходят прямо домой. При этом они могут представиться кем угодно: сотрудником банка, сотрудником полиции, представителем мобильного оператора. Подозрение должно вызвать то, что они сами вышли на контакт. В этом случае лучше положить трубку/не отвечать на смс/не открывать дверь, а самостоятельно позвонить в организацию, с которой с вами вроде бы связались, по официальным номерам телефона.
🔰 Вас просят сообщить данные.
У вас могут запросить данные вашей карты, логин и пароль в личный кабинет, код из смс-сообщения. Следует помнить, что сотрудники банка никогда не спрашивают секретные реквизиты карты, такие как пин-код или cvv код. Когда банк замечает сомнительный платеж или перевод с вашего счета, они связываются с вами, чтобы подтвердить или отклонить операцию, и только. Конфиденциальные данные для этого не требуются. Если о них спрашивают, будьте уверены, звонят не из банка!
🔰 Разговор сводится к деньгам.
По какому бы поводу вам ни позвонили, разговор все равно сведется к денежным вопросам. Вам могут предложить перевести средства на безопасный счет, сообщить о необходимости заплатить комиссию или вообще предложат "очень выгодный финансовый продукт" или сообщат о "выигрыше". Легенды могут разниться, но суть одна: будут рассказывать о деньгах, которые вы можете потерять или получить.
🔰 Вас пытаются сбить с толку.
Как правило, мошенники начинают с каких-то шокирующих фраз, для того чтобы вывести вас из равновесия и притупить бдительность. Был период, когда многим приходили смс с текстом "Ваш сын попал в аварию". Конечно, если пожилой человек, имеющий сына, получит такую смс, он будет сбит с толку и может прежде, чем звонить по телефону сыну, позвонить по номерам указанным в смс, а там уже "профессионалы" сделают свое дело, путем эмоционального давления.
🔰 На вас давят.
Чтобы не дать возможности обдумать ситуацию, мошенники будут давить и ограничивать вас во времени. "Это нужно сделать прямо сейчас", "Если вы не оплатите комиссию в течение 5 минут, средства спишутся и их невозможно будет вернуть" - эти и другие фразы будут склонять вас к необходимым мошенникам действиям, пока вы не догадались, что к чему.
Если вы заметили хотя бы один из этих признаков, может идти речь о мошенничестве. Не принимайте поспешных решений, всегда берите паузу, чтобы обдумать происходящее и возьмите за правило перепроверять любую информацию в первоисточнике.
💳 И еще несколько советов, как уберечь свои средства:
• не сообщать никому секретные данные карты;
• завести отдельную финансовую SIM-карту и не распространять в интернете "финансовый" номер мобильного телефона, к которому привязан банковский счет. Больше о финансовом номере в нашем блоге;
• установить дневные лимиты в интернет-банкинге на онлайн-платежи, снятие наличных и т.п.;
• использовать только сложные пароли и периодически их менять;
• не вводить коды из SMS, когда звонят с неизвестных сомнительных номеров, даже если говорят, что сейчас позвонят с номера банковской «горячей линии»;
• в мобильном приложении разных банков, если у вас есть несколько карточек, установить отдельные логины и пароли. Это касается и почтовых ящиков;
• не переходить по ссылкам в сообщениях;
• при любых подозрительных обстоятельствах сразу звонить в call-центр банка.
Если признаки мошенничества и советы, как защититься от них, показались вам очевидными, поверьте, что даже опытные, внимательные граждане попадают на крючок мошенников. Поэтому будьте бдительны и предупредите других: отправьте статью менее опытным пользователям финансовых услуг (мамам, бабушкам) или разместите ссылку на статью на вашей странице в соцсетях. 👍