Анастасия Ведышева

7 психологических эффектов, управляющие нашей жизнью

22.06.2021 425

Нам приятно думать, что все наши решения и реакции уникальные и зависят исключительно от внутренней мотивации и мировосприятия.

К сожалению – или к счастью – это не так 😉

Очень часто наш мозг работает по одной общей схеме, а исследованием этих «схем» уже давно занимаются психологи и этологи.

Когда вы знаете, как ваш мозг воспринимает окружающий мир и принимает решение – вы фактически проникаете за кулисы работы мозга, чтобы узнать точный рецепт успеха.

Ниже вас ждет подборка из семи распространенных психологических эффектов, знание которых поможет не только лучше понять себя самого, но и подобрать нужный «ключик» к собеседнику или клиента, защититься от манипуляции, вызвать симпатию у окружающих и даже спасти себе жизнь…

 

1. Эффект Претфелла

Вы нравитесь другим больше, когда вы не совершенны.

Ошибки делают вас более человечными и привлекательными. А совершенство создает дистанцию ​​и раздражающую ауру непобедимости.

Побеждают те, у кого есть недостатки.

Профессор, выступает перед аудиторией и заметно волнуется, кажется слушателям умнее и приятнее того, кто выступает максимально уверенно.

Стесняться и делать глупости во время первого знакомства – проверенный, хотя и не очевидный способ понравиться своему потенциальному партнеру.

Не бойтесь рассказать знакомым какую-нибудь забавную историю своей неудачи – и вы понравитесь им еще больше.

Эту теорию проверил психолог Эллиот Аронсон. Его подопытные слушали записи людей, которые отвечали на вопросы викторины. На некоторых записях было слышно, как кто-то из участников случайно перебрасывал на себя чашку кофе. Результаты показали, что наиболее привлекательными назвали именно тех, кто пролил кофе.

 

2. Эффект Пигмалиона

Большие ожидания повышают производительность.

Эффект получил название в честь рассказа Овидия о скульпторе Пигмалиона, который так влюбился в одну из своих статуй, вскоре она ожила.

 

Первое изучение эффекта Пигмалиона провел психолог Роберт Розенталь в начальной школе со школьниками первого и второго класса. В начале года все они прошли тест на уровень IQ (коэффициента интеллекта).

Затем Розенталь показал учителям список тех, кто показал очень высокие результаты. Однако при этом психолог выбрал фамилии случайно, независимо от фактических результатов теста.
Однако в конце года, при повторном тестировании, именно эти школьники из списка показали заметно лучшие результаты по сравнению со сверстниками.
Почему?

Дополнительные тесты показали, что учителя подсознательно выделяли этих школьников, давали им больше шансов, внимания и обратной связи. Их ожидания для особой группы были выше, и эти ожидания создали новую реальность. Розенталь так объяснил свое открытие: То, что один человек хочет от другого– может стать воплощаемым пророчеством (чем больше мы верим, что что-то произойдет, тем больше говорим и думаем об этом, тем самым бессознательно помогая этим сценариям осуществиться).

 

3. Парадокс выбора

Чем больше выбор, тем меньше вероятность, что мы будем им довольны.

Ощущение, знакомое, каждой женщине, которая пытается выбрать что-то интересное в интернет-магазине одежды.

Купишь что-нибудь – а потом начинаешь жалеть: можно было поискать еще и найти дешевле, или другую модель / цвет / фасон, или через 2 недели со скидкой.

Или еще одна классическая история, когда в ресторане 10 минут изучаешь меню размером с кулинарную поэму, наконец, делаешь заказ и когда его приносят, понимаешь – в тарелке соседа блюдо, как и всегда, вкуснее…

Это действие «парадокса выбора».

Даже если наше окончательное решение абсолютно верное – мы можем остаться недовольны, если пришлось выбирать среди очень большого количества позиций.
Чтобы доказать этот парадокс, психологи Марк Леппер и Шина Айенгар провели знаменитый эксперимент с вареньем.
В магазине для гурманов выставили образцы высококачественного варенья.
В первом тесте был выбор из 6 сортов; во втором – из 24 сортов. Результаты показали:
при меньшем выборе баночку варенья купили 30% людей;
при большем – только 3%.

Парадокс выбора можно объяснить простой логикой:

  • лишние усилия при тяжелом выборе снижают удовольствие;
  • избыток альтернатив уменьшает ценность покупки;
  • процесс выбора становится слишком утомительным;
  • плюс давит вина – а вдруг наш решение окажется не лучшим?

4. Эффект свидетеля

Чем больше людей видят, что кому-то нужна помощь – тем ниже вероятность, что человеку помогут.

На самом деле, вероятность получить помощь находится в обратной зависимости от количества людей вокруг.

Если вы нуждаетесь в помощи – не ищите ее в толпе.

Эффект свидетеля было описано в исследовании социальных психологов Бибби Латанэ и Джона Дарли. Они наблюдали, как студенты реагируют на сцену избиения однокурсника в соседней комнате.

Когда испытуемый считал, что он единственный свидетель – на помощь бросились 85%.

Когда рядом находился еще один человек – помогать бросились 65%.

Когда студент знал, что есть еще четыре свидетеля – на помощь пришли только 31%.

Поэтому, когда вам нужна помощь – будьте конкретны. Обратитесь к конкретному человеку – лучше на имя, чтобы избежать перекладывания ответственности. Попросите его сделать что-то одно (например, вызвать скорую). Затем, если необходимо, обратитесь к следующему – с просьбой сделать что-то еще.

Это кажется нелогичным, ведь чем больше людей – тем больше смогут вам помочь. Однако все наоборот. Все будут стоять, смотреть и ждать, что кто-то возьмет ответственность на себя.

 

5. Эффект прожектора

Ваши ошибки не так заметны, как вы думаете.

Ощущение, что на нас все время смотрят – всего лишь игра воображения. Паранойя и неуверенность в себе, которые мы испытываем каждый раз, когда ошиблись – на самом деле не отражает реальность.

Если верить «эффекту прожектора», люди замечают наши промахи гораздо реже, чем мы думаем.

Для проверки этого феномена команда психологов из Корнуэлл просила группу подопытных студентов целый день носить в университете футболку с забавной надписью, а затем оценить, сколько людей – по их мнению – обратили на эту надпись внимание. Затем опросили и остальные присутствующих в университете.

Оказалось, что забавные футболки заметил вдвое меньше окружающих, чем считали подопытные.

6. Эффект «нулевого риска»

Представьте, что у вас есть выбор: уменьшить небольшой риск до полного нуля или значительно уменьшить большой риск.

Например, свести до полного нуля авиакатастрофы или резко снизить число автомобильных аварий. Что бы вы выбрали?

Исходя из данных статистики, правильнее было бы выбрать второй вариант: уровень смертности от авиакатастроф намного ниже, чем уровень смертности от автомобильных аварий – так в итоге такой выбор спасет гораздо больше человеческих жизней.

И все же исследования показывают, что большинство людей выбирают первый вариант: нулевой риск хоть в какой-то сфере выглядит успокаивающе, даже если ваши шансы стать жертвой авиакатастрофы ничтожно малы.

 

7. Эффект «ведра с крабами»

Люди давно заметили интересную вещь – пойманный краб может выйти из ведра только по одному. Когда же в ведре находятся несколько крабов, они начинают цепляться друг за друга, и в итоге никому не удается выбраться наружу.

Так же происходит и в обществе.

Например, вы сообщили родителям, что начали учить второй иностранный язык, или записались на новый мастер-класс, а они морщат нос и советуют заняться чем-то действительно полезным – например, обзавестись семьей.

Или перед вами маячит повышение на работе и возможность выехать за границу, а лучший друг уговаривает остаться и утверждает, что ничего хорошего из этого не выйдет, риск очень большой, не стоит даже и пробовать.
Или же вы делитесь с подругами желанием записаться в спортзал и слышите в ответ: «Да ты и так худая!», «Ой, я три раза абонемент покупала, так ни разу и не дошло – только деньги потеряла».
Подобное поведение называют crab mentality / crab bucket theory – менталитет краба, или теория ведра с крабами.

Эта теория основана на эгоистическом стремлении людей не позволить другому добиться того, что не ожидается в них самих или не вписывается в их картину мира.

Обратите внимание, что в теорию «ведра с крабами» не входит конструктивная критика или полезные советы. Иными словами, все негативные слова в адрес своих начинаний надо воспринимать как проявление крабового менталитета – время отрицательная обратная связь полезнее положительный. Теория крабов описывает только обесценивания, неконструктивную критику и неоправданный негатив.

 

Друзья, будем благодарны за комментарии, если информация в блоге была для вас полезной и интересной! 😉

 

По материалам статьи «6 Powerful Psychological Effects That Explain How Our Brains Tick» и сети Интернет

Понравилась статья?
Поделись с друзьями!

Была статья полезной?

Оставь свой отзыв!

Заголовок

Инфляция или почему стоит индексировать договора страхования жизни

Наталия Стихальская

Наталия Стихальская

8
Мы уже настолько привыкли слышать в новостях термин «инфляция», что часто пропускаем его мимо ушей. Но правильно ли мы понимаем, чем нам угрожает ее ускорение? ...
4 мин на чтение 8
  • #ШколаТАС
4 мин на чтение
06.12.2021 читать
Гид по здоровью: почему не стоит пренебрегать чекапами у врача

Дарина Дубинка

Дарина Дубинка

17
Профилактика дешевле лечения, помогает избежать осложнений, а иногда спасает жизнь. Периодические осмотры врача помогают выявить риски заболеваний или болезни ...
3 мин на чтение 17
  • #ТАС_про_ЗДОРОВ'Я
3 мин на чтение
02.12.2021 читать
Пять шагов к ментальному здоровью детей

Наталия Стихальская

Наталия Стихальская

18
В последние годы во всем мире растет осознание важности ментального здоровья человека для восприятия себя, успешной социальной адаптации и достойного качества ж...
4 мин на чтение 18
  • #ТАС_про_ЗДОРОВ'Я
4 мин на чтение
01.12.2021 читать
Как распознать финансовых мошенников?

Наталия Стихальская

Наталия Стихальская

13
"Ваша карта заблокирована. Позвоните по номеру..." - наверняка уже всем хотя бы раз поступало смс сообщение с таким содержанием. Это популярный способ выманить ...
3 мин на чтение 13
  • #ШколаТАС
3 мин на чтение
29.11.2021 читать
Личный кабинет Клиента Перейти
Личный кабинет Консультанта Перейти
TAD: рабочее пространство Консультанта Перейти